Естественные науки

Журнал фундаментальных
и
прикладных исследований

Дифференцирование зрительных стимулов по разделительному признаку детьми 6-7 лет

2017. №1, Стр. 42-48

Голубева И.Ю. - кандидат биологических наук, научный сотрудник, Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6

Кузнецова Т.Г. - доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6, tamara-kuznetsova@yandex.ru

Горбачева М.В. - кандидат биологических наук, научный сотрудник, Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6

Булгакова О.С. - кандидат психологических наук, доцент, Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6, bulgak_os@mail.ru

В исследовании участвовали 22 ребенка 6-7 лет с письменного согласия родителей. Им требовалось обучиться выделять разделительный признак (дифференцирование) зрительных объектов с использованием образцов задач, применённых М.М. Бонгардом для создания компьютерных программ, моделирующих способность к зрительному узнаванию у человека и животных. В работе использовали 9 задач, в каждой из которых зрительные объекты разделялись на два класса по определенному и уникальному для каждой из них признаку. В итоге вся выборка была разделена на три группы. Установлено, что испытуемые, имевшие при обучении значительную разницу во времени на стадии «поиска разделительного признака» и стадии «признак найден», четко его выделяли либо практически сразу, как дети 1-й группы, либо путем длительного обучения, как дети 2-й группы, и демонстрировали достоверное увеличение успешности при выборе стимулов, содержащих 4 элемента. У испытуемых 3-й группы наблюдалась незначительная разница во времени на стадиях решения сложных задач при обучении, при этом их успешность на этапе контроля достоверно снижалась. Полученные результаты необходимо учитывать в практике дошкольного образования.

Ключевые слова: дошкольники, когнитивное научение, дошкольное образование, успешность обучения, разделительный признак, моделирующие компьютерные программы, стимул, preschool children, cognitive learning, preschool education, education efficiency, the separation characte