Естественные науки

Журнал фундаментальных
и
прикладных исследований

Безусловные рефлексы как филогенетическая основа потребностно-мотивационной опоры в учебном процессе

2011. №2, Стр. 216-224

Филиппов Владимир Николаевич - профессор, кандидат филологических наук, профессор кафедры английской филологии, Астраханский государственный университет, yavladim@mail.ru

Предметом исследования в статье являются безусловные рефлексы (инстинкты) высших животных как филогенетические предпосылки развития социально детерминированных потребностей человека, мотивирующих его поведение в жизни и в учебной деятельности. Это рефлекс экономии сил, феномен «эмоционального резонанса», рефлекс групповой иерархии, безусловные рефлексы саморазвития: исследовательского поведения, сопротивления принуждению, превентивной вооруженности (через имитационное и игровое поведение). Обосновывается вывод о необходимости их учета при выборе методики обучения для достижения наибольшей эффективности в обучении. Такая психо-физиологическая ориентация в учебе особенно необходима при целевой установке в обучении на формирование навыков устной коммуникации на иностранном языке, что может быть реализовано только через организованное по специальной методике учебное общение на занятии в условиях группового обучения.

Ключевые слова: филогенетические предпосылки, потребности, рефлексы саморазвитии, исследовательский, сопротивления принуждению, превентивной вооруженности, имитативное поведение, игровое поведение, психо-физиологическая ориентация в обучении