Естественные науки

Журнал фундаментальных
и
прикладных исследований

Ноотропные свойства растительных экстрактов (экспериментальное исследование)

2017. №4, Стр. 148-154

Ломтева Н.А. - доктор биологических наук, доцент, Астраханский государственный университет, Российская Федерация, 414000, г. Астрахань, пл. Шаумяна, 1, molecula01@yandex.ru

Кондратенко Е.И. - доктор биологических наук, профессор, Астраханский государственный университет, Российская Федерация, 414000, г. Астрахань, пл. Шаумяна, 1, condr70@mail.ru

Касимова С.К. - кандидат биологических наук, доцент, Астраханский государственный университет, Российская Федерация, 414000, г. Астрахань, пл. Шаумяна, 1, saule_kasimova@mail.ru

В статье представлены результаты исследования общей двигательной активность, исследовательского поведения, уровня тревожности и памяти у взрослых половозрелых крыс после получения экстракта гинкго билоба и водного экстракта шалфея. Несмотря на увеличение ноотропных средств, разработка и внедрение новых препаратов с ноотропной активностью из широко распространенного и доступного растительного сырья остается актуальной задачей практической фармации. Изучаемые показатели анализировались с использованием поведенческих тестов, а именно Суок-теста и теста условного рефлекса пассивного избегания. Результаты показали, что водный экстракт шалфея и раствор гинкго билоба способствовали активизации паттернов исследовательского поведения и снижению уровня тревожности у животных в Суок-тесте, а экспериментальные результаты были сопоставимы с данными после получения раствора дивазы, препарата сравнения с известными ноотропными свойствами. Получение животными раствора гинкго билоба стимулирует когнитивные функции у крыс, что выражается в улучшении выработки условного рефлекса и сохранности памятного следа после обучения в тесте условного рефлекса пассивного избегания.

Ключевые слова: ноотропы, нейрокогнитивные функции, исследовательское поведение, память, Суок-тест, условный рефлекс пассивного избегания, nootropics, neurocognitive functions, exploratory behavior, memory, Suok-test, the passive avoidance learning task